Рассмотрим модель обучения детей, нуждающихся в обучении на дому, разработанную на основании письма Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».
По предложенному в письме базисному учебному плану учебная нагрузка учащихся, обучающихся на дому, может составлять:
Образовательные
области
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Языки и литература
5
5
5
5
3,5
5
4
5
3,5
4
4
3,5
Общественные дисциплины
1
1
1
1
1
1,5
1,5
1,5
Естественные науки
1
1
3
4
4
3
3,5
3
Математика
3
3
3
3
2,5
2
2
2
1,5
2
3
3
Технология
0,5
Всего
8
8
8
8
8
9
10
10
10
11
12
11
Обязательные коррекционные занятия
2
2
2
2
Обязательная нагрузка обучающихся
10
10
10
10
8
9
10
10
10
11
12
11
Занятия по выбору
9
9
9
9
12
11
10
11
13
13
12
13
Итоговая нагрузка
19
19
19
19
20
20
20
21
23
24
24
24
(левая половина слайда) Сейчас в Ваших образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, которым рекомендовано обучение на дому.
Процесс обучения таких детей сводится к реализации обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования в объеме часов обязательной учебной нагрузки от 8 до 12 часов в соответствии с возрастом учащегося. Обучение ребенка проводится очно на дому «приходящими» учителями.
В тех школах, где имеются соответствующие условия (штатные педагоги-психологи, логопеды и т.д.), проводятся также и коррекционные занятия.
Всё это будет осуществляться и при переходе на предлагаемую модель.
Теперь рассмотрим, что получат дети с введением дистанционного обучения.
(правая половина слайда) Учитывая психолого-медико-педагогические рекомендации, учащиеся и их родители смогут выбрать для дистанционного обучения дополнительные образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в объеме от 9 до 13 часов. И, таким образом, общая нагрузка учащегося составит не более 19-24 часов, что соответствует «Гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02»
Учебные курсы этой категории уже разработаны нашими коллегами из Московского Центра образования «Технологии обучения» и успешно апробированы педагогами из других регионов.
Кроме того, у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, появятся возможности получения дополнительного образования, участия в научно-исследовательской, проектной, конкурсной деятельности, расширения круга общения.
Эффективная реализация этой модели обучения детей-инвалидов станет возможной при условии тесного сотрудничества образовательного учреждения, по месту жительства ребенка, Регионального ресурсного центра дистанционного обучения, «Областного центра диагностики и консультирования», а также родителей (законных представителей) учащегося.
Очное обучение детей-инвалидов осуществляется штатными учителями-предметниками общеобразовательных учреждений Новосибирской области по месту жительства ребёнка-инвалида или по выбору его родителей (законных представителей). Дистанционное обучение детей-инвалидов будет осуществляться штатными сетевыми учителями-предметниками РРЦДО (которыми станут педагоги образовательных учреждений Новосибирской области, уверенно владеющих интернет-технологиями и активно использующими их в своей образовательной практике – это могут быть и учителя Ваших школ).
Координацией общей работы сетевых учителей-предметников, педагогов образовательного учреждения, а также учащихся и их родителей будут заниматься методисты учебно-методического отдела РРЦДО, а также тьютор дистанционного обучения – сотрудник, непосредственно работающий в образовательном учреждении по месту жительства ребенка (это может быть любой педагогический работник Вашей школы, систематически использующий ИКТ-технологии в своей профессиональной деятельности, а также имеющий возможность работать в сети интернет с домашнего компьютера).
Тьютор дистанционного обучения:
- сопровождает учащегося в организации учебной деятельности, оказывает помощь при планировании работы по освоению курсов дополнительных образовательных программ и участию в предметных, проектно-исследовательских, конкурсных и социально-значимых мероприятиях дистанционного характера.
- осуществляет контроль за выполнением индивидуального учебного плана учащегося.
- передает в учебно-методический отдел РРЦДО информацию о ходе учебного процесса: сведения об успеваемости, возникших проблемах при обучении ребёнка-инвалида, как в очной, так и в дистанционной формах.
- обеспечивает информационно-методическую поддержку учащегося и его родителей в направлении дистанционных технологий обучения.
- проводит индивидуальную работу с родителями (законными представителями) обучающегося: систематически информирует о результатах текущей учебной деятельности, о порядке и сроках проведения контрольных мероприятий и их результатах, предоставляет информацию о контактах с учебно-методическим отделом и сетевыми учителями-предметниками РРЦДО.
- информирует учащегося и его родителей о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации
- совместно с учащимся и его родителями формирует «Портфолио работ и достижений», которое представляется в РРЦДО с целью определения направлений дальнейшего обучения и развития ребёнка, а также при выборе учащимся траектории последующего профессионального обучения.
Общее обучение каждого ребенка – участника проекта будет осуществляться на основании индивидуального учебного плана с учетом его возможностей, пожеланий родителей (законных представителей) и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательным учреждением, в котором очно обучается ребёнок-инвалид, с привлечением специалистов РРЦДО и ОЦДиК. Индивидуальный учебный план может включать как образовательные программы, реализующиеся образовательным учреждением в соответствии с имеющейся лицензией и свидетельством о государственной аккредитации, так и образовательные программы, предлагаемые для дистанционного обучения РРЦДО.
Контроль за выполнением индивидуального учебного плана осуществляет тьютор дистанционного обучения образовательного учреждения совместно с учебно-методическим отделом РРЦДО.
В качестве примера рассмотрим предполагаемый индивидуальный учебный план (ИУП) для учащегося 9-го класса общеобразовательной школы, составленный с учетом рекомендаций Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6 и возможностей дистанционной системы обучения:
Образовательные
области
Общее кол-во часов по ИУП
Обязательная нагрузка обучающегося в очной форме
Занятия по выбору в дистанционной форме
Перечень учебных дисциплин
Кол-во учебных часов
Перечень учебных дисциплин
Кол-во учебных часов
Языки и литература
3,5+2,5
Русский язык
Литература
Иностранный язык
1,5
1
1
Уроки сочинительства
Литература
Лаборатория иностранных языков
0,5
1
1
Общественные дисциплины
1+1
История
1
Обществознание
1
Естественные науки
4+2
Физика
Химия
Биология
География
1
2
1
?! Нет учителя
Лаборатория физики
География России. Хозяйство и регионы.
1
1
Математика
1,5+3,5
Алгебра
Геометрия
1
0,5
Алгебра
Геометрия
Геометрический калейдоскоп
2
1
0,5
Искусство
0+2
МХК
Путешествие в мир музеев (интегрированный курс: + история, + литература)
1
1
Технология
0+2
Питание и здоровье человека. Кулинарная мастерская.
Информатика и ИКТ.
1
1
Всего
10
13
Итоговая нагрузка
23
Как Вы, наверняка уже заметили, данный индивидуальный учебный план в большей степени способствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), чем его «современный аналог», состоящий лишь из «очных» компонентов.
Однако данный план учитывает лишь «школьные занятия» ребенка… на «первую половину дня».
При желании, во «второй половине дня», наш предполагаемый девятиклассник может обучаться в «Изостудии» и на курсе «Цифрового видео», которые являются образовательными программами дополнительного образования. А также принять участие в общероссийских учебных проектах дистанционной школы: «Географические детективы» и «Математический чердачок»!
А применить все свои полученные знания и умения он сможет в различных интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах и т.д.!